Все новости

15 мая Русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

  • Новости храма
Страстотерпцами называют святых из числа тех, кто принял страдания (в церковнославянском – страсти) от злодеев не как от гонителей христианства, но в силу иных мотивов, по их злобе и коварству (зачастую – от единоверцев).

Другими словами, страстотерпцы приняли страдания за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества, которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа во времена гонений. Чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов. В частности, в лике страстотерпцев в ХХ в. была прославлена семья последнего российского императора Николая II.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении – Роман и Давид) жили в одиннадцатом веке. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они воспитывались в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и особенно жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца. Еще при его жизни Борис получил в удел Ростов, а Глеб – Муром. Вскоре после смерти Владимира его старший сын Святополк объявил себя князем киевским, стремясь оградить себя от возможного соперничества с Борисом, на стороне которого были симпатии народа и войска. Но тот распустил войско и сказал, что не желает междоусобной брани. Коварный Святополк не поверил в искренность Бориса и подослал к нему убийц. Борис знал о планах старшего брата, но не стал скрываться и был убит во время утренней молитвы. Его тело тайно привезли в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и положили в храм во имя святого Василия Великого.

По приказу Святополка такая же судьба ожидала и Глеба. Юный муромский князь скорбел о смерти Бориса и о страшном падении Святополка, но также не стал бежать. И Борис, и Глеб предпочли умереть, но не поднимать руки на брата. Князь Ярослав разбил дружину Святополка. Тот с позором бежал в Польшу.

Благоверные князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской церквями. Ярослав Мудрый глубоко почитал своих мученически погибших братьев. Он позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба и совершить их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба извлекли из земли и положили в небольшой специально построенной клети (часовне). 24 июля 1026 г. была освящена возведенная Ярославом Мудрым прекрасная пятиглавая церковь в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородская Борисоглебская церковь с мощами святых страстотерпцев стала семейным храмом Ярославичей. Их единение символизирует празднование дня перенесения мощей Бориса и Глеба 2 (15) мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.

2 мая 1069 г. в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный с княжения в сентябре 1068 г., в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 г., новый. 2 мая 1072 г. мощи святых братьев были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь. В 1011 г. князь Олег Святославич построил на свои деньги каменный храм, в который при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.

Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 (15) мая 1115 г. С этого времени день перенесения мощей стал широко отмечаться на Руси.

Церковь в наши дни воспоминает два перенесения мощей в перестроенные храмы (в 1072 г. и в 1115 г.) и связанные с этим события. А святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба рассматривает как небесных покровителей устройства Земли Русской, как покровителей распространения веры христианской, как миротворцев и покровителей справедливости в Отечестве нашем.

Автор статьи: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

На фото:
Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. № 53. Л. 152 об.)

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель