Все статьи

Летописный «выбор веры» и его аналогии

«Повесть временных лет» описывает приход князя Владимира к христианству в результате длительных раздумий и глубокого осмысления.

Вначале князя агитируют представители различных религий соседних держав — мусульмане из Волжской Булгарии, хазары-иудеи, немцы — представители западного христианства, но наиболее убедительным оказывается Грек Философ.

Посланец Византии рассказывает Владимиру священную историю Ветхого и Нового Завета, отвечает на его вопросы. Особенно на князя повлияла демонстрация «запоны» — изображения Страшного Суда с муками грешников и торжеством праведников. Казалось бы, после такого остается только погрузиться в купель, но прагматичный Владимир желает взвесить все «за» и «против», поэтому отвечает византийскому миссионеру: «Пожду еще немного».

Причину промедления князя нельзя понять, не понимая восприятия окружающего мира людьми раннего средневековья. Для большинства язычников-русов, как и для представителей соседних народов, материальная составляющая любого вероучения была важнее богословских догматов. Вопрос об истинности веры решался в плотной связи с тем, какие именно мирские блага можно получить с ее помощью. Непременным и очень важным атрибутом религиозных дебатов было чудо, благодаря которому желающие креститься воочию убеждались в силе и могуществе Бога, о котором им говорили миссионеры. Все это мы наблюдаем в повествовании о крещении Владимира.

Сюжет о религиозных посольствах десяти мужей, конечно, является отражением известного литературного шаблона, но, тем не менее, укладывается в схему отношения язычников к новой вере.

Решающим аргументом для послов Владимира становится ощущение красоты византийского богослужения – именно оно, как зрительное проявление трансцендентного, является критерием истинности. Собор Святой Софии в Константинополе действительно на протяжении многих веков очаровывал тысячи и тысячи очевидцев, выступая эталоном церковной архитектуры.

Исследователи нашли много параллелей к рассматриваемому летописному тексту. Он напоминает прения Константина Философа с иудеями в Хазарском каганате, а именно диспут представителей монотеистических религий, устроенный каганом Буланом. Все же было бы неверно говорить о прямом текстуальном заимствовании этого сюжета. Дебаты о вере многократно проводятся и впоследствии, будучи засвидетельствованы современниками, чья осведомленность не вызывает сомнений. Так, например, Гильом де Рубрук повествует о таких спорах, состоявшихся в XIII в. при дворе кагана Менгу, последнего повелителя единой Монгольской империи.

Выбор византийского христианства являлся закономерным итогом всей предыдущей истории Руси и во многом он предопределил ее будущее.

Автор: А. А. Роменский, научный сотрудник отдела Византйиской истории

Фото

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси