Все статьи

Свадьба и таинство венчания в Византии

В византийском обществе продолжали действовать нормы римского права, согласно которым брак являлся добровольным союзом мужчины и женщины, скрепленный брачным соглашением или в устной форме в присутствие свидетелей. Со времен Древнего Рима сохранились такие элементы свадебного ритуала, как обручение, одевание венков на головы новобрачных, соединение правых рук молодых. Представители высших классов заключали при свидетелях брачный контракт и оговаривали условия, в том числе приданое и предбрачный дар.

Оказали влияние на формирование норм брака в Византии и некоторые ветхозаветные предписания, а также традиции иудаизма. В частности, иудейский брак характеризовался обрядом общей чаши, наполненной вином, которую подавали новобрачным под балдахином. В иудейском браке был и обряд помолвки с кольцом и передачей ценного подарка.

В раннехристианском обществе, до Константина Великого, христианские брачные традиции еще не были формализованы. Постепенно укоренилась норма брать благословение епископа. Новобрачные, подобно крещаемым, облачались в белые одежды и совместно причащались. Ранняя Церковь признавала браки, заключаемые по римским законам.

С закреплением христианства как государственной религии брачный обряд проходит эволюцию в сторону все большей формализации и утверждения роли Церкви. В 428 году императоры Феодосий II Каллиграф и Валентиниан III предписали, что для заключения брака достаточно письменной или устной сделки брачующихся при свидетелях. Церковное венчание еще не было обязательным. Юстиниан I предписал, что браки низших сословий могут обходиться без формальностей и государственной регистрации, в то время как среднее сословие заверяет сделку у церковного нотариуса, а патриции обязаны заключать письменный договор. В 895 г. император Лев VI постановил, что браки должны заключаться только после церковного благословения. Алексей Комнин в 1092 г. уточнил, что венчание обязательно и церковное благословение распространяется и на зависимые категории лиц (рабов). Окончательно под контроль Церкви заключение брака перешло в конце XIII в., при Андронике Палеологе и Патриархе Афанасии.

Чин церковного венчания сформировался постепенно к VIII в. и в главных чертах сохраняется по сей день. Обручение обычно отстояло от венчания на год. Согласно «Эклоге», его можно было проводить с семилетнего возраста. Священник приводил молодых из притвора, где они стояли лицом к алтарю, в храм и вручал им свечи. Обручаемые обменивались кольцами (первоначально жених давал невесте золотое кольцо как символ силы, власти и контроля над ведением хозяйства, невеста вручала жениху серебряное, в знак подчиненного положения. В ранней Византии обрученные уже считались вступившими в брак и не могли отказываться от брака без веских причин.

День свадьбы не мог проходить в постные дни, а также в великие и двунадесятые праздники. Запрещалось праздновать свадьбу во вторник и четверг, субботу — накануне постных среды и пятницы, а также перед воскресной службой. В основном свадьбы приходились на воскресенье, игрались осенью либо зимой. Иногда их праздновали и после Троицы. Приготовления к свадьбе проводились заранее, включали в себя сбор гостей, приготовления свадебных блюд, украшение комнаты невесты цветами и драгоценными тканями. Жених после воскресной службы приходил в комнату невесты осматривать приданое, а также знакомиться со своей суженой, которую часто видел впервые. Дальше свадебное шествие с факелами, в сопровождении дружек и гостей, направлялось в Церковь. Жених и невеста были в белых, похожих на крещальные, одеждах. Им под ноги бросали яблоки и розы, символ плодородия и достатка.

Собственно венчание включало в себя возложение венцов (символ брака Христа и Церкви, а также мученичества), общее причастие, а также распитие чаши с вином, которая разбивалась после церемонии. Чин венчания включал в себя ектении — прошения, молитвы, священническое благословение с тайносовершательной формулой «Господи Боже, славою и честью венчай их» (из Псалтири). В богослужебных текстах цитируется «Послание апостола Павла к Ефесянам» об отношениях между мужем и женой, упоминается Чудо в Кане Галилейской, когда Спаситель на свадьбе превратил воду в вино.

Церковь благосклонно относилась к первому браку, терпимо — к второму и в редких случаях разрешала третий (если брачующимся меньше 40 лет и не было детей от предыдущих браков). Отцы Церкви подчеркивали, что жизнь в браке помогает прийти к Богу.

Брачный возраст, согласно Василию Великому, составлял 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин. «Эклога» установила брачный возраст мужчин и женщин в 15 и 13 лет. Верхняя граница брака — 70 лет для мужчин и 60 для женщин. Для заключения брака после 60 лет нужно было особое благословение епископа.

После венчания молодые отправлялись на свадебный пир, где им предписывалось вести себя умеренно, воздерживаться от объедания и увеселений. На праздник привлекали мимов, актеров, танцовщиц, разыгрывали театральные представления, раздавали милостыню нищим. Основаниями для развода являлись прелюбодеяние, физическая импотенция после трехлетнего периода, намерения убить супруга, участие в государственном перевороте против василевса. Чин второго венчания совершался сокращенно, как не торжество, но покаяние. Венцы возлагались не на голову, а на правое плечо, если новобрачные утратили целомудрие. Четвертый и последующие браки запрещались вовсе. Исключение было сделано лишь для императора Льва VI, который долго боролся за то, чтобы признать рожденного от четвертого брака сына, Константина Багрянородного, законным наследником.

Идеалом византийца была тихая, кроткая, покорная мужу, благочестивая супруга, помогающая в хозяйстве. Физическая красота не была столь важной, хотя и ценилась. Красоту Марии Аланской восторженно описала Анна Комнина: « … она была высокой и стройной, как кипарис, кожа у нее была бела, как снег, а лицо, не идеально круглой формы, имело оттенок весеннего цветка или розы. Кто из людей мог описать сияние ее очей? Ее поднятые высоко брови были золотистыми, а глаза голубыми».

В коллекции Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» хранятся предметы, которые помогают понять, как выглядели византийские красавицы в день их бракосочетания. Это — браслеты, перстни, серьги и кольца, другие женские украшения и детали одежды, найденные во время археологических исследований.

Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника