Ювелирное мастерство в античном Херсонесе
Особым родом античного ювелирного мастерства было создание резных камней – гемм, служивших удостоверяющими печатями и амулетами для своих владельцев. Отличаясь небольшими размерами, они требовали от резчика большой сноровки, терпения и художественного чутья: используя простейшее оборудование – станок с приводом, тонкие резцы, абразив и линзы из горного хрусталя, мастера-геммариусы создавали настоящие произведения искусства.
Особая трудность в изготовлении гемм-инталий (камней с углубленным рельефом) состоит в том, что резчику, создающему «негативное» изображение, приходится все время представлять обратный оттиск. Крайне кропотливая работа порой занимала недели и даже месяцы: после каждого использования резца приходилось смывать каменную крошку, закрывающую изображение и использовать новый абразив для следующего штриха. Геммы с изображениями в объемном выпуклом рельефе называются камеи. Прекрасные камни служили вставками для перстней, серег и других ювелирных украшений. С позднеэллинистического и особенно в римское время были широко распространены недорогие и легкие в изготовлении стеклянные копии гемм – литики, которые уже не могли выполнять функции личной печати.
В собрании гемм музея-заповедника «Херсонес Таврический» представлены образцы от раннеэллинистического до средневекового периодов из раскопок на территории городища и некрополей Херсонеса, а также могильников местного населения округи первых веков новой эры. Выполненные в различных техниках на сердолике, яшме, гранате, агате, халцедоне и стекле, изображения богов, животных, жанровых и мифологических сцен ярко характеризуют художественные вкусы своих эпох.