Все новости

2024 год – год возрождения Херсонесского монастыря

  • Новости храма
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» сейчас располагается в помещениях монастыря, построенного в XIX веке во времена правления Александра II. До 1924 года монастырская усадьба включала в себя настоятельский корпус, старую и новую трапезные, две гостиницы и подсобные помещения. Ровно век назад здания монастыря были ликвидированы и переданы Херсонесскому музею, а в 2024 году настало время перемен и воссоздания монашеской жизни в Херсонесском мужском монастыре.

Херсонесский Свято-Владимирский монастырь в свое время был призван выполнить миссию по созданию живого памятника эпохальному событию, определившему духовный вектор развития русского народа и государства – крещению в 988 году в Херсонесе-Херсоне-Корсуне князя Владимира. Древность исторических руин осеняла молодую обитель, в полном соответствии с замыслом архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, понимавшего святость земли Тавриды. Благодаря усилиям иерарха Святейший Синод одобрил «восстановление и ознаменование церковными учреждениями древних святых мест на Таврическом полуострове». Одновременно обитель святого Владимира стала преемницей тех монастырей, которые некогда существовали на этом месте – в Херсонесе-Корсуне.

Главным центром монастырской усадьбы являлся Свято-Владимирский кафедральный собор, расположенный на возвышении и заметный не только из любой точки монастыря, но даже из города. Высочайшее разрешение на строительство храма в Херсонесе было подписано 10 февраля 1858 года. Проект храма составил будущий ректор Академии художеств архитектор Д. И. Гримм. 23 августа 1861 года императорская чета − Александр II и Мария Александровна, – сопровождаемые большою свитою, после торжественного молебна заложили первый камень храма. В 1877 году постройка собора вчерне была завершена, а главный престол собора − во имя святого Владимира – был освящен в 1891 году.

Помимо собора в центре усадьбы располагалось двухэтажное каменное здание – архиерейский дом с церковью и монастырским общежитием, построенный в 1860–1863 годах по проекту поручика К. Вяткина, состоявшего в качестве архитектора при монастыре. Напротив архиерейского дома возвышалось небольшое строение – церковь Семи священномучеников херсонесских, построенная в середине XIX в. в память о святых мучениках – Ефреме, Василии, Евгении, Елпидии, Агафодоре, Еферии и Капитоне, которые в разное время были епископами на херсонесской земле. Также монастырская усадьба включала в себя старую и новую трапезную. В 1925 году в здании бывшей новой трапезной после ремонта на втором этаже разместилась экспозиция античной истории Херсонеса и научная лаборатория, в западной половине – столовая для рабочих. Первый этаж занимала коллекция находок из раскопок. Здание новой монастырской гостиницы в 1924 году было передано в жилой фонд города, а с конца 1970 годов стало использоваться для нужд музея.

В начале XX века монастырь развивался и обустраивался, его экономические связи выходили далеко за пределы Севастополя и Крыма. Значительная часть монахов и послушников состояла из людей, имеющих достаточно высокий уровень образования – офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Обитель неоднократно посещал Император Николай II с членами царской семьи. В Свято-Владимирском соборе молились и осматривали раскопки Херсонеса Великие князья. В 1888 году в Херсонесской обители проходили Всероссийские торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Во время Первой мировой войны в соборном храме совершались молебны о даровании победы над врагами.

В начале 1921 года на территории монастыря создали временный концентрационный лагерь ОГПУ, просуществовавший около 7 месяцев. Весь сельскохозяйственный инвентарь монастыря, включая скотину, реквизировали. Здесь разместили Дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк. Сад вырубили, беседки и купальню сожгли, монастырские постройки разобрали. Большинство монахов и священнослужителей выселили из монастыря, последним настоятелем Херсонесской обители был архимандрит Дионисий (Чудновец), управлявший ей до июля 1923 года.

В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Постановлением КрымЦИК Владимирский собор, храм Семи священномучеников херсонесских и домовая церковь Корсунской иконы Божией Матери подлежали ликвидации.

Во время героической обороны Севастополя в 1941–1942 годах соборный храм практически ежедневно подвергался налетам вражеской авиации. Было сильно разрушено здание храма, купол разорвал крупнокалиберный снаряд противника. Позднее рухнул барабан с куполом, провалилось перекрытие между первым и вторым ярусами, треснули стены, почти полностью была уничтожена живопись.

Долгое время здание стояло разрушенным. В 1994 году Владимирский собор передали Церкви, начались первые богослужения. Через пять лет власти приняли решение о его восстановлении.  2 августа 2009 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Херсонесе Таврическом у стен собора Святого равноапостольного князя Владимира.

В 2014 году Севастополь вернулся на историческую Родину, а в 2024 году, ровно через 100 лет после закрытия монастыря, было принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители и Херсонеса Таврического как духовного центра страны и российского православия.

В честь возрождения монашеской жизни в Херсонесском монастыре 15 февраля в 09:00 в Базилике 1935 года, в великий двунадесятый праздник Сретения Господня, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, глава Крымской митрополии, Высокопреосвященнейший митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, в сослужении крымских архиереев, благочинных и наместников монастырей Симферопольской и Крымской епархии, а также духовенства Симферопольского и Севастопольского благочиний совершит Божественную литургию.

Фото

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника