Все новости
Международный день ювелира
Сокровища херсонесских ювелиров
31 января во всем мире отмечают замечательный профессиональный праздник – Международный день ювелира. Отдавая дань представителям этой прекрасной профессии, мы хотели бы рассказать о ювелирном искусстве Херсонеса Таврического и о подлинных сокровищах, найденных на его территории.
История изготовления украшений из драгоценных металлов уходит корнями в далекое прошлое. Уже к концу IV тыс. до н. э. в Шумерском царстве были распространены цилиндрические печати из разноцветных халцедонов, покрывавшиеся резными узорами тонкой работы. Качество обработки поделочных камней в древней Месопотамии и Египте достигло очень высокого уровня – здесь их умели полировать, сверлить, украшать резьбой. Дальнейшее развитие ювелирного ремесла и превращение его в подлинное искусство связано с Древней Грецией. Город Херсонес, основанный на северном берегу Черного моря греками-дорийцами, в этом отношении также не был исключением.
У херсонесских мастеров – создателей ювелирных украшений – не было местной сырьевой базы. Поэтому золото, серебро и драгоценные камни, использовавшиеся при изготовлении серег, браслетов, ожерелий и колец, как и металлы для чеканки монет, городу приходилось импортировать. И хотя о существовании ювелирного производства в Херсонесе IV–III веков до н. э. исследователи (например, Н. В. Пятышева) говорят лишь предположительно, начиная с конца III – начала II веков до н. э. в городе определенно появляются собственные мастера-ювелиры. При этом часть высокохудожественных изделий из драгоценных металлов Херсонес импортировал, а другую часть производил сам.
Замечательные ювелирные изделия, датируемые IV веком до н. э., открыл в конце XIX века К. К. Косцюшко-Валюжинич. В склепе № 1012 у подножия херсонесской оборонительной стены он обнаружил кремированные останки членов очень богатой и знатной семьи. Среди них –урна с прахом женщины, которая при жизни владела большим набором великолепных драгоценностей. Одним из таких украшений было золотое ожерелье со звеном в виде «гераклова узла» (особый орнамент, представляющий собой соединение двух петель в один неразрывный узел). Культ Геракла был чрезвычайно популярен в Херсонесе, потому что именно этот герой считался предком дорийцев и входил в число покровителей и защитников древнего города.
Еще одной важной находкой Косцюшко-Валюжинича в склепе № 1012 Херсонеса стала пара золотых серег с многофигурными группами на ладьевидных подвесках, одна из которых значительно пострадала от огня погребального костра. На ладьевидных подвесках каждой серьги находится колесница с богиней победы Никой, управляющей четверкой лошадей. Роскошные золотые серьги считаются одними из лучших в Северном Причерноморье, хотя подобные им найдены и на раскопках в Феодосии.
Все ювелирные изделия древнего города, датируемые IV–III веками до н. э., отличает редкая красота и уникальность исполнения.
В первые века новой эры количество найденных золотых изделий в Херсонесе Таврическом возросло, но техника исполнения стала проще. Исключение составляет известное ожерелье I века н. э. с подвеской-бабочкой. В медальоны и подвеску украшения вставлены драгоценные и полудрагоценные камни (гранаты-альмандины, изумруд, аметист, горный хрусталь), а само оно является шедевром ювелирного искусства того времени.
Помимо редких и дорогих ювелирных изделий, принадлежавших херсонесской знати, в древнем городе носили и более скромные украшения из полудрагоценных камней и непрозрачного стекла, а также серьги и браслеты со скульптурными головами животных.
Модели или подлинники большинства ювелирных украшений, рассмотренных в данной статье, можно увидеть в античном отделе музея-заповедника «Херсонес Таврический». Конечно, оригиналы самых ценных находок хранятся в Эрмитаже, но в Херсонесе представлены уникальные 3D-модели данных экспонатов, позволяющие посетителям в деталях и с разных сторон рассмотреть эти сокровища мирового уровня.
Херсонес Таврический от души поздравляет мастеров ювелирного искусства с праздником и желает им успехов, благополучия, вдохновения и новых шедевров! Спасибо, что делаете нашу жизнь прекраснее!
Изображение 1: Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. Конец IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 211).
Изображение 2: Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. Последняя треть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 206).
Изображение 3: Ожерелье с подвеской в виде фигурки бабочки. I век н. э. Золото, изумруд, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мертвый жемчуг. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 256).
31 января во всем мире отмечают замечательный профессиональный праздник – Международный день ювелира. Отдавая дань представителям этой прекрасной профессии, мы хотели бы рассказать о ювелирном искусстве Херсонеса Таврического и о подлинных сокровищах, найденных на его территории.
История изготовления украшений из драгоценных металлов уходит корнями в далекое прошлое. Уже к концу IV тыс. до н. э. в Шумерском царстве были распространены цилиндрические печати из разноцветных халцедонов, покрывавшиеся резными узорами тонкой работы. Качество обработки поделочных камней в древней Месопотамии и Египте достигло очень высокого уровня – здесь их умели полировать, сверлить, украшать резьбой. Дальнейшее развитие ювелирного ремесла и превращение его в подлинное искусство связано с Древней Грецией. Город Херсонес, основанный на северном берегу Черного моря греками-дорийцами, в этом отношении также не был исключением.
У херсонесских мастеров – создателей ювелирных украшений – не было местной сырьевой базы. Поэтому золото, серебро и драгоценные камни, использовавшиеся при изготовлении серег, браслетов, ожерелий и колец, как и металлы для чеканки монет, городу приходилось импортировать. И хотя о существовании ювелирного производства в Херсонесе IV–III веков до н. э. исследователи (например, Н. В. Пятышева) говорят лишь предположительно, начиная с конца III – начала II веков до н. э. в городе определенно появляются собственные мастера-ювелиры. При этом часть высокохудожественных изделий из драгоценных металлов Херсонес импортировал, а другую часть производил сам.
Замечательные ювелирные изделия, датируемые IV веком до н. э., открыл в конце XIX века К. К. Косцюшко-Валюжинич. В склепе № 1012 у подножия херсонесской оборонительной стены он обнаружил кремированные останки членов очень богатой и знатной семьи. Среди них –урна с прахом женщины, которая при жизни владела большим набором великолепных драгоценностей. Одним из таких украшений было золотое ожерелье со звеном в виде «гераклова узла» (особый орнамент, представляющий собой соединение двух петель в один неразрывный узел). Культ Геракла был чрезвычайно популярен в Херсонесе, потому что именно этот герой считался предком дорийцев и входил в число покровителей и защитников древнего города.
Еще одной важной находкой Косцюшко-Валюжинича в склепе № 1012 Херсонеса стала пара золотых серег с многофигурными группами на ладьевидных подвесках, одна из которых значительно пострадала от огня погребального костра. На ладьевидных подвесках каждой серьги находится колесница с богиней победы Никой, управляющей четверкой лошадей. Роскошные золотые серьги считаются одними из лучших в Северном Причерноморье, хотя подобные им найдены и на раскопках в Феодосии.
Все ювелирные изделия древнего города, датируемые IV–III веками до н. э., отличает редкая красота и уникальность исполнения.
В первые века новой эры количество найденных золотых изделий в Херсонесе Таврическом возросло, но техника исполнения стала проще. Исключение составляет известное ожерелье I века н. э. с подвеской-бабочкой. В медальоны и подвеску украшения вставлены драгоценные и полудрагоценные камни (гранаты-альмандины, изумруд, аметист, горный хрусталь), а само оно является шедевром ювелирного искусства того времени.
Помимо редких и дорогих ювелирных изделий, принадлежавших херсонесской знати, в древнем городе носили и более скромные украшения из полудрагоценных камней и непрозрачного стекла, а также серьги и браслеты со скульптурными головами животных.
Модели или подлинники большинства ювелирных украшений, рассмотренных в данной статье, можно увидеть в античном отделе музея-заповедника «Херсонес Таврический». Конечно, оригиналы самых ценных находок хранятся в Эрмитаже, но в Херсонесе представлены уникальные 3D-модели данных экспонатов, позволяющие посетителям в деталях и с разных сторон рассмотреть эти сокровища мирового уровня.
Херсонес Таврический от души поздравляет мастеров ювелирного искусства с праздником и желает им успехов, благополучия, вдохновения и новых шедевров! Спасибо, что делаете нашу жизнь прекраснее!
Изображение 1: Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. Конец IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 211).
Изображение 2: Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. Последняя треть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 206).
Изображение 3: Ожерелье с подвеской в виде фигурки бабочки. I век н. э. Золото, изумруд, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мертвый жемчуг. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 256).